Рубрики
Новости Проект ПФКИ

Подготовлена публикация «Гончарный друг: кто и как возрождает федоровские керамические промыслы»

Друзья познаются в беде. Эту универсальную истину подтверждает история возрождения традиционной народной культуры, на которую обрушились лавина процессов хаотичной модернизации, стартовавшей задолго до индустриализации советской эпохи. Только истинный друг способен вдохнуть жизнь в обессиленное человеческой глупостью и беспечностью тело. При этом совершенно необходимы и талант, и вдохновение, и бескорыстие, и умение жертвовать… Сколько мы знаем об успешном опыте возрождения народной традиции, везде находились именно такие друзья, для которых избранное поприще не было ни карьерой, ни средством обогащения, а лишь усердного служения идее сохранения народного наследия.

Однако и наличие людей с таким редким и уходящим набором качеств недостаточно для того, чтобы из небытия возродился во всём блеске феномен традиции, создаваемой веками. В полной очевидности сказанное подтверждает история наиболее яркой ремесленной традиции Тамбовщины – фёдоровский гончарный промысел.

Свидетельства жителей и исследования подтверждают, что гончарство является исконным традиционным занятием села Фёдоровка Кривополянского сельского совета Бондарского района Тамбовской области.

Фёдоровка (Зайцево тож) впервые упоминается в ревизских сказках за 1783 годом, когда за селом значилось 33 двора, на которых проживало 138 душ мужского пола и 137 женского. Среди исконных фамилий жителей села, зафиксированных в документах, известны: Зайцевы, Косолаповы, Дружкины, Обуховы, Рячины, Посниковы, Волокитины, Западовниковы, Саяпины, Жевлаковы, Карчагины, Гончаровы, Кажариновы, Ивановы, Попковы, Павловы, Харитоновы и др. Село развивалось, и в 1833 году, когда оно числилось за «титулярным советником Фёдором Михайловичем, сыном Цимермана», в нем было уже 53 двора, на которых проживало, согласно ревизии, 331 душа мужского пола и 279 — женского пола. Деревня Фёдоровка изначально относилась к Моршанскому уезду Бондарской волости, во второй половине XIX – Тамбовскому уезду Пахотноугловской волости. Примечательно, что волостное подчинение не совпадало с епархиальным (благочинническим). В начале ХХ века Фёдоровка входила в благочиние 2-го Тамбовского (Рассказовского) округа. Жители Фёдоровки ходили в храм с. Большое-Никольское (Ряжское). Во второй половине XIX века в деревне было уже 78 дворов, на которых жили 264 души мужского и 273 женского.

В двух верстах от Фёдоровки располагалось волостное село Кривополяне, где находились: однопрестоный Никольский храм, две земские школы и одна церковно-приходская. Таким образом, хотя Фёдоровка и относилась к Пахотноугловской волости (Солдатчино), в приходской Богоявленский храм волостного села она не ходила – далеко, 10 километров. Исстари село было промысловым: всё взрослое население занималось производством посуды и продажей изделий в соседние волости.

Однако в имперский период фёдоровский гончарный промысел не был описан, нет сведений и о конкретных мастерах, которые безусловно были и передавали своё мастерство поколению начала и первой половины ХХ века, о котором мы уже имеем сведения из разных источников.

Хотя промысел неуклонно деградировал с 30-х годов ХХ века, ремесленные навыки сохранился до наших дней, что и сделало возможным возродить традицию, преемственность которой удалось поддержать, благодаря благородству и энтузиазму исследователей-практиков, для которых было важно не только изучить и представить в выставочных проектах фёдоровскую керамику, но открыть и поддержать секреты местного гончарного ремесла. Новую энергию в процесс возрождения промысла внесла Екатерина Станиславовна Каллас, которой принадлежит первое системное специальное описание фёдоровского гончарного промысла, включая его технологию, инвентарь, номенклатуру, стилистику формования и декорирования. Вскоре у исследователя появились единомышленники, разделявшие установку на тщательное изучение промысла с целью его практического возрождения. Такими единомышленниками стали Елена Семёновна Кудрова и Данила Васильевич Чулюкин, для которого Кудрова и Каллас являются учителями. Молодые хранители традиции с 2013 года регулярно выезжали в Фёдоровку, по одному и группой, чтобы посидеть рядом с потомственными гончарами за кружалом, перенять с рук мастерство, показать сделанные сосуды и игрушки, чтобы получить экспертную оценку носителей традиции. Опыт, полученный в ходе многолетней практики изучения и освоения мастерства фёдоровских гончаров, Е.С. Кудрова и Д.В. Чулюкин успешно используют для продвижения тамбовского народного бренда на фестивальных, ярмароных и выставочных площадках областного, межрегионального и всероссийского уровня. Елена Семёновна Кудрова прикладывает усилия, чтобы изучить и возродить не только фёдоровский промысел, но также инжавинский и борисоглебский (сёла Поляна и Русаново).

Возрождение ремесла осуществлялось многими методами и средствами: полевые экспедиции, работа в музейных фондах, описание и освоение традиционной технологии путём включенного эксперимента, то есть перенимания из рук в руки от старых мастеров. Сегодня инициаторы возрождения промысла активно осваивают традиционную номенклатуру фёдоровского гончарства, а также активно преподают ремесленные навыки в молодежной и взрослой аудитории, выезжают с мастер-классами и выставками на самые престижные ярмарки, фестивали и пр.

Ценнейшей стороной работы инициативной группы является тщательное изучение опыта лучших мастеров фёдоровского промысла: Григория Сергеевича Иванова, Петра Яковлевича Попкова, Николая Васильевича Павлова. В средине ХХ века самыми знаменитыми фёдоровскими мастерами были — Иванов Г.С и Попков П.Я. Оба потомственные мастера, делали гончарные изделия, украшенные налепами, игрушки.

Легендарным мастером, о гончарных и лепных работах которого фёдоровцы вспоминают прежде других, является Григорий Сергеевич Иванов. Как показали наши экспедиционные исследования и работы с коллекциями, творчество этого мастера отличается богатством репертуара, смысловой ёмкостью создаваемого лепного образа, разнообразием приёмов лепки, изобретательностью, свободой творческого воображения, стилистическим разнообразием выразительных средств. Лучшие его работы находятся на уровне произведений декоративно-прикладного искусства. Созданные им игрушечные медведи, зайцы, коровы и пр., помимо знания натуры и владения техникой лепки, показывают выдающийся талант аниматора, умение явить в немом куске глины рассказ о фрагменте значимого для человечества бытия. К числу таковых относятся сохранившиеся до нас фигурки вставшего на дыбы ревущего медведя, задумчиво послушной кормилицы-коровы. Одной из лучших работ мастера является свистулька-окарина «Заяц», поражающая совершенством плавных линий и выразительной полнотой звучания. Высоким качеством звука отличаются и другие свистульки-окарины этого мастера: «Кошка», «Птичка». Примечательны копилки, украшенные «налепами», а на тулове, сверху, располагалась игрушка. Помимо типичных сюжетов всадника, собачки, медведя и т.п. есть копилки с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея, а также фигурка Орла, терзающего зайца.

В технике лепки Г.С. Иванов дошёл до уровня, который не был превзойдён ни в среде аутентичных фёдоровских мастеров, ни в среде керамистов-профессионалов, сохраняющих традицию в перенятой от носителей форме. Пластика Иванова со временем стала более скульптурной, подобная той, что мы наблюдаем в фарфоровых статуэтках. Именно Григорий Сергеевич является автором сюжетных лепных композиций, изображающих эмблематические жанровые сцены из рабочего и празднично-обрядового циклов жизни села Фёдоровка. К числу таковых относятся его работы «Доярка с коровой» и «Гончар за работой». В первой с подлинным народным юмором и православным мироощущением рифмуются образы женщины и коровы; в исполнении Иванова это два символа жизни, бескорыстного и жертвенного служения ближним. Во второй передан сложнейший космогонический смысл творения, переданный срастанием тела мастера с гончарным кругом. Округлые формы рук, ног, корпуса гончара, презревающие анатомические законы, позволяют основному персонажу скульптурного изображения как бы заключить в себя, обнять гончарный круг, подобно тому, как в народной вышивке основная фигура «макоши» заключает в себя миниатюрный повтор того же изображения. Подобно космическим орбитам вращается рукой мастера гончарный круг, творя вечность… В 1978 году за игрушку «Гончар за работой» Иванов получил первое место на Всесоюзной выставке в Манеже и был удостоен званий лауреата и народного мастера. Специальный очерк «Песня, которая никогда не умрёт» мастеру Г.С. Иванову посвятила исследователь Е.Н. Ладыгина, в конце ХХ века — заведующая отделом декоративно-прикладного творчества тамбовского «Научно-методического центра народного творчества и досуга».

Условность образа, это, конечно, не авторская идея Г.С. Иванова, это исконное свойство народного искусства, которое мы обнаруживаем у всех фёдоровских мастеров. Такова, например, игрушка Петра Яковлевича Попкова «Лось». Фантастичность образа лося достигается условным изображением тела животного: гипертрофированные рога и голова и усечённые условные конечности. В результате фигурка лося остаётся узнаваемой и максимально приспособленной к технической функции свистульки-окарины, хотя игрушка музыкальным инструментом не является.

Попков Петр Яковлевич работал в соответствии с преемственной традицией: его игрушка более крупная, брутальная, лишенная избыточных элементов. Отдельного внимания заслуживают его «парочки». Это пепельницы, которые он делал в большом количестве и украшал их фигурками мужчин (часто это — охотник) и женщины (часто это хозяюшка). Встречаются варианты с двумя лосями, между которыми ходит петух; между лосями также могли помещаться — гармонисты, охотники и собаки.

Традиционные и авторские черты обнаруживаются и у других игрушек Петра Яковлевича Попкова и Николая Васильевича Павлова: дракон, волк, лиса, заяц, собака, кошка, конь, коза, птицы – дикие и домашние. Излюбленным сюжетом игрушки П.Я. Попкова являются птицы: петух, курица, утка, жаворонок и пр. Чаще других Пётр Яковлевич не только сохранял традиционную птичью форму, но функцию свистульки-окарины. Части игрушечной фигурки вылеплялись, в основном, из одного кома, некоторые прикреплялись отдельно. Основным украшением игрушки являлось орнаментальное древо жизни, процарапанное острым окончанием. Окончательно выделанная форма покрывалась прозрачной глазурью.

Вклад П.Я. Попкова в сохранение и развитие народной культуры был не раз отмечен правительственными наградами, а его работы хранятся в различных музеях и частных собраниях страны. В целом же, работы фёдоровских мастеров постоянно и с успехом экспонируются на выставках самых разных уровней. Известными фёдоровскими гончарами середины прошлого века, достигшими художественного уровня, были также: Пётр Лаврентьевич Харитонов, Пётр Яковлевич Попков, Николай Яковлевич Чиглов, Николай Васильевич Павлов, Ольга Павловна Попкова.

С 2013 по 2017 годы постоянным учителем нового поколения керамистов, работающих в традиционной технике фёдоровских мастеров, стала Ольга Павловна Попкова (1936 г.р.) – потомственный фёдоровский гончар, талантливый народный мастер-педагог, обладательница хорошей памяти и дивная рассказчица. От неё были записаны богатые и достоверные свидетельства по истории промысла и мастерах, его представляющих. За круг Ольга Павловна села в восемь лет, и это стало поводом радости её матери, которая, перекрестившись, сказала: «теперь будешь сама деньги зарабатывать». Гончарный круг отнимал у Ольги всё время и в школу она ходить перестала, случилось это в 1944 году, во время войны. Как свидетельствует Ольга Павловна, «гончарить» в Фёдоровке начинали с раннего возраста, но, хотя азы гончарного дела знали все, в мастера выходили единицы. В каждой семье хранились свои секреты мастерства.

Процесс возрождения фёдоровского промысла был бы невозможен без масштабной экспедиционной работы, которую в Фёдоровке осуществляли различные организации и частные лица.

В 1996 – 1998 годах история и традиционная культура старинных сёл Моршанского, Пичаевского, Бондарского районов изучались в ходе совместных студенческих полевых практик музейного отделения ТГУ им. Г.Р. Державина (руководитель – Л.Ю. Евтихиева) и кафедры антропологии СПбГУ (руководитель В.С. Бузин). Собранные материалы были использованы для написания курсовых и дипломных исследований, а также докладов на периодическую научно-практическую конференцию «Православная история и традиционная культура» (Вып.1 – 4. 2000 – 2009). По материалам экспедиции была подготовлена конкурсная работа «Этнолингвистический очерк промыслового села Фёдровка» Я.П. Евтихиева, который стал лауреатом премии имени И.И. Дубасова в рамках городского конкурса научно-исследовательских работ школьников, а также лауреатом Всероссийского краеведческого конкурса.

В рамках грантового проекта совместно с РОО «Тамбовское общество любителей краеведения» («ТОЛК»), московским музеем ТрадАрт, Жердевской Школой Искусств, Бондарским Краеведческим Музеем и Тамбовским Областным Краеведческим Музеем было осуществлено более 30 поездок на место бытования промысла. Собран богатый этнографический материал, часть которого представлена в экспозиции Бондарского музея и коллекциях участников проекта.

С 2011 по 2021 постоянные экспедиционные выезды в Фёдоровку осуществдяют Екатерина Станиславовна Каллас – член РОО «ТОЛК», Елена Семёновна Кудрова и Данила Васильевич Чулюкин. Исследователям удалось полностью освоить весь цикл работ по заготовке материалов и изготовлению керамических изделий в соответствии с аутентичной традицией. Накоплен значительный предметный, а также фото-, -видео-, — аудио материал. Детально освоен процесс изготовления известных исследователям предметов традиционного фёдоровского промысла.

С 2013 года экспедиционные исследования осуществляются с учетом плана обучения в тамбовской детской художественной школы №2 прикладного декоративного искусства имени В. Д. Поленова (отделение керамики), а также плана МБОУДО «Жердевская детская школа искусств». Е.С. Каллас, Д.В. Чулюкин, Е.С. Кудрова как преподаватели основ гончарного ремесла привлекают к благородному делу возрождения народных традиций новые поколения гончаров. Воспитанники художественных школ, благодаря коллекциям, собранным педагогами, получают доступ к непосредственному восприятия образцов народного искусства. Действенной формой приобщения к традиции является форма выездных мастер-классов, когда керамисты перенимают навык с рук настоящего потомственного мастера. Выездные мастер-классы проводились в 2014 году в с. Нащёкино, где в семье сына сейчас живёт старейший фёдоровский гончар – Петр Яковлевич Попков. Настоящей аутентичной школой мастерства стали встречи с потомственным мастером Ольгой Павловной Попковой, с которой молодые керамисты встречались регулярно с 2013 по 2015 годы.

Важной частью профессиональной работы является изучение фёдоровской керамики по музейным фондам Моршанского историко-художественного музея, Тамбовского областного краеведческого музея, Историко-краеведческого музея Бондарского района» и др. Усердная добросовестная работа имеет положительные результаты: преподаватели и учащиеся успешно участвуют в городских, областных, региональных и межрегиональных выставках, представляют Тамбовскую область в других регионах (Липецк, Воронеж, Москва) и за рубежом (Италия, Франция, Германия). Точно перенятое из рук фёдоровских гончаров мастерство всегда производит должное впечатление и оценивается дипломами победителей и лауреатов.

Весомую лепту в процесс возрождения традиции вносит Историко-краеведческий музей р.п. Бондари. В музее хранятся уникальные экспонаты, связанные с промысловым селом Фёдоровка. Коллекция керамики этого музей была собрана основателем и первым директором музея — Владимиром Михайловичем Паршиковым, а также его преемницами — Юлией Алексеевной Срасенковой и Ольгой Юрьевной Поповой. Сегодня музей в Бондарях — хранитель истории Фёдоровки. В сельском музее есть уникальные экспонаты: гончарный круг Н.В. Павлова, приобретенный в училище им. Поленова, лепная игрушка Г.С. Иванова «Гончар за кругом», а также выразительные творения мастеров – Гудковых, Докудовых, Ивановых, Кажариновых, Карчагиных, Морозовых, Павловых, Попковых, Харитоновых, Чигловых. О старинном промысле пишут в местной районной прессе; таковы, например, работы В. Верещагина в газете «Народная трибуна» р/п. Бондари.

Активная музейно-выставочная работа проводится в рамках грантовых проектов РОО «ТОЛК» совместно с Тамбовской Областной Картинной Галереей, Тамбовским Областным Краеведческим Музеем, Московским Музеем Традиционного Искусства Народов Мира, Бондарским историко-краеведческим музеем, Музейно-выставочным комплексом ТГУ им. Г.Р. Державина, МБОУ ДО «Детская художественная школа №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова», а также коллекционерами М. И. Семеновым, Е. К. Егоровой.

Эффективной формой возрождения является разработка командой РОО «ТОЛК» системы грантов, включающих задачу изучения и популяризации регионального культурного наследия, в частности, фёдоровской керамики. В частности, по проекту «Родной край – сердцу рай!» (№19-2-000669), поддержанного фондом президентских грантов, в 2020 году был издан каталог фольклорных форм традиционной региональной культуры «Исчезающие образы народных традиций и фольклора Тамбовского края». Тема фёдоровских гончаров также поддержана грантами Президентского фонда культурных инициатив 2022 года: «Поющая глина» (Заявка ПФКИ-22-2-006195), «Бондарская карусель» (Заявка ПФКИ-22-2-005699). Постоянным партнером РОО «ТОЛК» по грантовым проектам является ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга».

Партнёрство и творческое сотрудничество – вот кредо молодой талантливой команды, которая сегодня возрождает ремесленные традиции Тамбовщины. Это справедливо и по отношению к нашим замечательным керамистам-профессионалам, усилиями которых гончарная традиция села Фёдоровка обрела новое дыхание: Екатерина Станиславовна Каллас, Елена Семёновна Кудрова, Данила Васильевич Чулюкин. Особенно успешно команда сотрудничает с многочисленными партнёрами в области музейно-выставочной и этнопедагогической деятельности.

Так, в 2019-2020 году успешно прошла совместная с Управлением образования и науки Тамбовской области и ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» (Региональный модельный центр дополнительного образования детей) программа «Духовные скрепы», в рамках которой фёдоровская керамика была представлена как народный бренд тамбовского края в клубе-музее «Бренды Тамбовщины». На выставке экспонировались изделия мастеров промысла, предметы народного быта, традиционная и археологическая керамика, работы современных керамистов, фотографии В. П. Подсевако и А. П. Самошкина, живопись Е. А. Ланиной, Т. А. Пискуновой, А. П. Самошкина. Выставка фёдоровской керамики при клубе-музее «Бренды Тамбовщины» была организована совместно с ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга» с целью регистрации в региональном и федеральном каталоге объектов нематериального культурного наследия номинаций «Фёдоровская керамика. Бытовая посуда», «Фёдоровская игрушка».

Екатерина Станиславовна Каллас, Елена Семёновна Кудрова, Данила Васильевич Чулюкин давно и успешно сотрудничают с Липецким музеем народного декоративно-прикладного искусства, проводя выставки и мастер-классы.

Общие усилия исследователей и практиков позволили не только дать сравнительно полное описание истории, технологии промысла, но также дали импульс процессу возрождения старинного гончарного производства в с. Фёдоровка. О художественной значимости произведений федоровских мастеров говорят их высокие награды за вклад в развитие народного искусства, медали ВДНХ СССР, звания лауреата всесоюзных выставок, звания «народный мастер». Созданная фёдоровцами гончарная традиция открывает богатые возможности перед этнопедагогикой, музейной педагогикой, самой широкой практикой дополнительного образования детей и юношества. Неисчерпаемый ресурс фёдоровская керамика даёт для социально-культурной деятельности и изготовления сувенирной продукции.

Многие шаги на пути продвижения этого красивого регионального фольклорного бренда уже сделаны. Ежегодно в июле в селе Бондари проходит торгово-ремесленная ярмарка «Бондарская карусель». Бондарский район, в границах которого располагается село Фёдоровка, более других богат промысловыми традициями: ручное ткачество, древоделие, вышивка … На этом красочном поле народных ремёсел гончарный промысел села Фёдоровка является смыслообразующим центром. На подворье фёдоровских гончаров всегда толпятся зрители. Это прекрасный шанс познакомить гостей ярмарки с древним ремеслом горшечника. Постоянным участником главного праздника бондарских ремесленников является Д.В. Чулюкин. В последние пять лет Данила Васильевич участвует в фестивальных, ярморочных, музейно-выставочных проектах, даёт мастер-классы, которые отмечены вниманием СМИ.

Знаменательным событием на ярмарке в 2018 года стало открытие парковой скульптуры «Фёдоровская игрушка», сотворенной в стилистике народной традиции заслуженным скульптором России Михаилом Салычевым и Натальей Цыциной. Скульптура «Фёдоровская игрушка» — это дань уважения замечательным народным мастерам-керамистам, которыми издавна славилось село Фёдоровка Бондарского района. Обращение к региональным культурным символам, одним из которых является фёдоровская игрушка, для скульптора Салычева также не первое. Именно ему принадлежит галерея образов «тамбовского волка», созданных из дерева и керамической массы. Новый образ-символ Тамбовщины «Фёдоровская игрушка», безусловно, получил в лице супругов Салычевых вдохновенных поэтов, воспевших талант и мудрость народных умельцев.

Рисунок 1 – Данила Чулюкин https://iz.ru/1098831/gallery/master-traditcionnoj-fedorovskoj-keramiki-danila-chuliukin#
Рисунок 1 – Данила Чулюкин https://iz.ru/1098831/gallery/master-traditcionnoj-fedorovskoj-keramiki-danila-chuliukin#

Как всякий успех, скульптура «Фёдоровская игрушка» — это итог многолетнего глубокого изучения истории местного гончарного промысла. Во время работы Михаил Салычев и Наталья Цицина тесно общались с керамистом Катериной Каллас, которая много лет посвятила изучению традиции и возрождению самого промысла. Именно Катерине удалось найти игрушечную фигурку фёдоровского мастера, сидящего за гончарным кругом. Автор этого изображения — легендарный фёдоровский керамист Григорий Сергеевич Иванов, работы которого украшали областные и всероссийские выставки в 60-х — 70-х годах ХХ века. Этот подлинный шедевр народного творчества и стал основным образом для создания парковой скульптуры «Фёдоровская игрушка».

Интерес, который вызывает фёдоровская керамика свидетельствует о необходимости продолжения работы по возрождению её традиций, их популяризации и использования в широкой практике воспитания творческого человека.

ЕВТИХИЕВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА, методист ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга», член РОО «Тамбовское

общество любителей краеведения», лидер общественного движения «ТАМБОВА».

ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ, кандидат исторических наук, главный библиограф ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина».

Статья подготовлена в рамках проекта «Поющая глина», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (Проект № ПФКИ-22-2-006195).