Рубрики
Новости Проект ПФКИ

Подготовлена публикация «Поиграй-ка! Мир детства и роль игрушки в воспитании детей села Федоровка Тамбовской области»

Воспитание трудом и красотой Божьего мира, которой подражает человек-творец, — это универсальный принцип этнопедагогической системы русского народа. Зримый результат этой воспитательной традиции являет культурно-исторический опыт старинного промыслового села Фёдоровка Кривополянского сельского совета Бондарского района Тамбовской области. Отличительной особенностью этого опыта является уникальная бытовая среда, созданная многими поколениями потомственных фёдоровских гончаров. Наработанный художественный опыт позволял мастеру-гончару подмечать характерные штрихи предметов и объектов мира природы и человека. Таким образом диалог, игровой подход ко всему сущему наполняли смыслом каждое движение мысли и души, а вокруг мастера возникало игровое пространство, которое естественно вовлекало детей и молодежь в общий процесс богопромыслительного творения мира.

Особую роль в этом этнопедагогическом процессе играла фёдоровская лепная игрушка, имеющая тенденцию переходить в мелкую форму интерьерной лепной пластики, ярко и убедительно демонстрирующая уникальность «фёдоровской» традиции. Сюжетика, образный состав, характерная выразительность стиля «фёдоровской игрушки» свидетельствуют о своеобразии художественного восприятия действительности, передаваемого пластическими формами, закодированными в локальной традиционной картине мира. Реалистичность, натуралистичность, фантастичность сказки и легенды запечатлены в фёдоровской игрушке, лучшие образцы которой потрясают глубиной и целостностью образа народной философии, её непредвзятостью, святой наивностью, а также импровизационностью, подсознательной проницательностью, точностью передачи характера изображаемого предмета.

Изготовление глиняной игрушки практически всегда было побочным продуктом гончарного промысла. Часто игрушка делалась для детей гончара, соседских детей. В таких случаях «лицо» игрушки, ее стиль, характерный для данного промысла, формировался стихийно: каждый мастер лепил что придумает и как придумает. Но иногда производство игрушки становилось смежным гончарному или даже отдельным промыслом. При таком условии уже формировался общий стиль; появлялись устойчивые сюжеты, возникала узнаваемая традиция.

Глиняной игрушкой в Фёдоровке занимались только мужчины. Женщины считали это баловством и тратой рабочего времени. Этот момент сильно повлиял на внешний вид и стилистику игрушки. В игрушке отсутствует роспись, но есть декорирование глазурью, которая использовалась в производстве посуды. Многоперсонажные сюжеты лепились из одной основы, что очень упрощало процесс.

Основные сюжеты таковы: лось, корова, конь, медведь, петух, собака. Встречаются львы, охотники, всадники, доярка с коровой, белки, орлы. Лось, конь, корова, собака, петух, лев лепятся из заготовки в форме моркови, заостренный конец которой становится хвостом, направленным вниз. Примерно на середине всей заготовки идет сгиб под прямым углом (шея). Затем на шее вновь идет сгиб под прямым углом, формируется морда. Для создания образа нужного животного применяются налепные элементы и защипы на заготовке. У лося на голове будет 5 отростков, у коровы 4 (2 уха, 2 рога), у коня 2 отростка и защип на задней стороне шеи (грива), у собаки 2 отростка. Образ льва формируется «налепом» множества жгутиков вокруг шеи.

Принцип изготовления «свистульки» использовался двояко: это могла быть условная и незамысловатая форма игрушки на массовый спрос, котрую называли – «товарняк»; но встречались, хотя и редко игрушки, выполненные по эксклюзивному авторскому сюжету. В последнем случае это была уже более крупная и детально проработанная по всей поверхности форма. Крупные свистульки изображали кур, петухов, орлов, лебедей, уток, лосей, собак, а «товарняк» был очень условным; часто трудно было понять: кого именно мастер хотел изобразить.

Фёдоровская игрушка-свистулька архаична и лаконична по способу декорирования. В качестве декора использовали приём «процарапки». Обычно в этом случае по спине игрушке проводили черту, от которой по сторонам тулова шли расходящиеся вниз и в сторону прямые линии. Сегодня этот мотив условно называют — «древо жизни». Встречается он не только на игрушке, но и на посуде, иногда и в виде налепа.

Рисунок 1 – Налепы. Источник https://iz.ru/1098831/gallery/master-traditcionnoj-fedorovskoj-keramiki-danila-chuliukin#
Рисунок 1 – Налепы. Источник https://iz.ru/1098831/gallery/master-traditcionnoj-fedorovskoj-keramiki-danila-chuliukin#

Перечислить все образы фёдоровской игрушки не просто: каждая новая встреча даже с уже хорошо знакомым мастером открывает всё новые и новые игрушечные формы, известные местной традиции, подтверждая пословицу – «У нашего молодца нет игрушкам конца».

У «фёдоровской» игрушки есть ряд отличительных характеристик, делающих её уникальным явлением народной культуры и брендовым фольклорным образом Тамбовщины. Мастера предпочитают естественные самодостаточные терракотовые оттенки черепка, не затемнённые яркостью внешней раскраски, отсутствие которой позволяет лепному образу являть смыслы, присущие ему самому. Поэтому игрушка сохраняет естественный тон керамического изделия. Нередко поверхность игрушки, или её часть, глазуруется, но прозрачная свинцовая глазурь только подчёркивает естественный цвет черепка. Декоративные приёмы полны аскетической выразительности: процарапанные острым предметом фактурные штрихи, как правило, изображают «древо жизни», «ёлочку». Мощный импульс развития местной техники декорирования поверхности керамического предмета даёт «налеп» — приём нанесения «ленточного» рисунка, либо декоративного скульптурного элемента. Наблюдение использования техники «налепа» в работах выдающегося фёдоровского мастера Г.С. Иванова дало возможность исследователю Е.С. Каллас предположить, что изготовление глиняной игрушки на продажу в Фёдоровке было стимулировано успехом использования скульптурных фигур в декоре интерьерной керамики – копилки, кадильницы, вазы. В качестве примера Е.С. Каллас указывает на работу Г.С. Иванова «копилка с орлом, терзающим зайца».

Сюжетно-образный состав «фёдоровской игрушки» отражает особенности местного природного и культурного ландшафта. Богато населённая фауна лесной части тамбовского ареала, в котором существует Фёдоровка, дала образ охотника, вокруг которого послушно выстроились системы характеров мира животных. Закрытый бездорожьем мир тамбовской деревни предстал в пластике, приуроченной к трудовому и празднично-обрядовым циклам местной традиции.

Основными видами «фёдоровской игрушки» являются: свисток-окарина, фигурка (животного, птицы), интерьерная игрушка (сюжетная композиция). Основные образы и сюжеты «фёдоровской игрушки» передают изображение фантастического дракона. Используются также образы диких животных: заяц, лось, медведь, волк, лиса. Богато представлены и домашние животные: корова, конь, собака, кошка, коза. Особенно выразительно фёдоровские мастера передавали образы диких и домашних птиц: журавль, жаворонок, петух, курица, утка, певчая птичка. В отдельных случаях мелкая игрушечная пластика отражала жанровые сцены народной жизни: «Гончар за работой», «Доярка с коровой» и пр.

В детской игровой культуре фёдоровская игрушка находила своё законное место мудрого и ненавязчивого воспитателя. Прежде всего, это было воспитание красотой и мудростью народной философии. Выразительная простота, неразрывная связь с естественной природной и социальной средой, простор для применения фантазии и творчества – всё это воспитывало человека жизнеспособного и духовно наполненного. Красота аскетизма бытия, в котором главное – это созидание прекрасного, житие в соответствии с интересами ближнего.

У фёдоровской игрушки есть, конечно, и утилитарный способ реализации в детской среде. Свистулька – прекрасный способ поддержать состояние радости творчества в период ранней весны, или, как говорят в народе, — «первесны». Ещё не растаял снег, ещё не прилетели птицы, еще не подсохли красные горки для массовых игр, а стайки ребятишек по проталинам бегут навстречу солнцу, с упованием закликая весну переливами окарин в виде животных и птиц. А через некоторое время окарины оказывались в руках подростков и молодежи, веселящихся под «Барыню со свистом» на покрывшейся юной травой полянке.

Сам бытовой уклад села гончаров, память о легендарных событиях прошлого, о дивных людях, исполнивших своё предназначение на грешной земле – это основание воспитания нового здорового поколения продолжателей и хранителей народной традиции.

ЕВТИХИЕВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА, методист ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга», член РОО «Тамбовское

общество любителей краеведения», лидер общественного движения «ТАМБОВА».

ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ, кандидат исторических наук, главный библиограф ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина».

ТОПИЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ТГУ им. Г.Р. Державина.

Статья подготовлена в рамках проекта «Поющая глина», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (Проект № ПФКИ-22-2-006195).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *