Рубрики
Новости Проект ПФКИ

Подготовлена публикация «Знай свое ремесло. История и традиции Федоровской керамики «из первых рук»»

«Знай своё ремесло!», – это общее кредо фёдоровских гончаров, интерес к которым не остывал с последней четверти XIX века, когда кризисное состояние аграрной российской глубинки, каковым и был куст промысловых сел ныне Бондарского района Тамбовской области, вдруг обнаружило перспективные ресурсы традиционных народных промыслов и ремёсел. Традиционный ремесленный потенциал периода роста фёдоровского гончарного промысла достаточно изучен земскими организациями Тамбовской губернии, которые устраивали выставки, проводили анкетные опросы, вели статистический учёт и поддерживали сельских мастеров на местах. Замечательные свидетельства тому предоставляют сборники статистических сведений по Тамбовской губернии, особый интерес среди которых представляют данные по Моршанскому уезду, собранные в одном томе за 1882 годом. Масштабные исследования ремесленного потенциала губернии, произведенные земствами в 1880-1884-х годах, до сих пор остаются важнейшим источником по истории народных ремёсел. Известно также, что важную роль в процессе развития традиционной ремесленной культуры сыграли местные, уездные, губернские, а также столичные и межрегиональные ярмарки, участие в которых тамбовских ремесленников курировала администрация губернатора, требуя соответствующих отчётов от городских голов. Сохранившиеся архивные документы показывают, что по проблемам традиционных ремесел велась оживленная переписка между земскими организациями на уровни волостей, уездов и губернским центром. Нельзя не оценить масштабность работы в этом направлении Губернского Статистического Отдела. Характеристику интересующего нас общественного и государственного взаимодействия содержит обзор С.И. Сластникова, который дал, в целом, положительную оценку социальной инициативе, осуществляющей поддержку вышедшего из зависимого состояния, но экономически не обеспеченного населения империи. Вышедшая накануне гибели империи работа С.И. Сластникова показывала действенность и экономическую целесообразность общественного самодеятельного движения в области развития кустарной промышленности.

Актуализация кустарной промышленности, традиционных ремёсел в конце XIX – начале ХХ вв. носила характер народной идеи, самодеятельной инициативы, позволявших в полной мере реализовать в бытовой и художественной форме свою философию жизни. Неотъемлемой частью процесса возрождения народной ремесленной культуры являлась концентрация лучшего опыта в пределах церковных организаций, прежде всего, монастырей. Отдельная страница этой истории – примеры тесного общения дворянского усадебного и монастырского ремесла, о чём есть свидетельства, например, в работе П. Шаповалова «Руками крепостных».

Понятно, что не только официальная деловая письменность, но и периодическая губернская, а также епархиальная печать постоянно освещали темы традиционных тамбовских промыслов. Приметой времени стала растущая активность женского населения губернии в области занятий ремёслами. Традиция стала идеей женского общественного движения, в котором реализовалась многовековая мечта прекраснейшей части русского общества о самореализации в творчестве. Масштабность женского участия потребовала даже регламентации в форме «Устава Общества развития женского кустарного труда в Тамбовской губернии», изданного в 1913 году.

Выход фёдоровского промысла за пределы волости активно стимулировался масштабным процессом организации ярмарок и выставок. В частности, гончарный промысел был представлен на первой (1910 г.) и второй (1912 г.) Губернской сельскохозяйственной и кустарной выставке в Тамбове. С конца XIX века тамбовские гончары вывозили свои изделия на Курскую кустарную выставку, сведения о чём сохранили не только письменные источники, но и живая народная память.

Яркой страницей истории регионального гончарного промысла является постоянное с последней четверти XIX века участие ярмарках в Санкт-Петербурге, а также во Второй Всероссийской кустарной выставке, проходившей в северной российской столице в 1913 году, на рубеже Первой мировой войны. Перечень экспонируемой губернией продукции, представленный в Указателе выставки, позволяет предположить, что керамика была именно из Фёдоровки.

Освоение ремесла популяризировалось земствами как способ достижения социального успеха. Закономерно тема традиционного гончарства становилась предметом обсуждения на «Народных чтениях Тамбовской старины», лучшие материалы из которых были изданы отдельной брошюрой в Санкт-Петербурге в 1902 году.

Процесс развития гончарного производства в Фёдоровке, как и народные промыслы Тамбовщины, в целом, не был прерван событиями 1917 года. Наоборот, в 20-х годах мы наблюдаем поистине творческий взлёт мастерства. Этот факт поддерживает общая логика истории народной традиции, которую поддерживали великие энтузиасты-исследователи, создатели музеев, организаторы культурных форумов, окрылённые идеей, что народная власть не может не поддерживать народное искусство и мастерство. В Моршанске истинно русский интеллигент-подвижник П.П. Иванов добивается, в 1918 году открытия ныне лучшего музея области, представляющего археологические коллекции по истории и культуры мордвы, купеческому и дворянскому быту и пр. В Тамбове прекрасное здание бывшего торгового центра М.Л. Шоршорова получает краеведческий музей, основанный еще в 1879 году выдвющимися тамбовскими просветителями и сеценатами: Э.Д. Нарышкиным, И.И. Дубасовым, архим. Димитрием (Самбикиным), А.В. Вышеславцевым, Л.А. Воейковым, С.Н. Чичериным и др. В Тамбове тогда же было организовано «Тамбовское общество изучения природы и культуры местного края», выступавшее с инициативой проведения Сельскохозяйственных выставок.

Развивается и гончарный промысел в Фёдоровке. Об этих годах вспоминали, что древнее ремесло кормило семьи, которые в условиях дефицита создавали для себя все необходимое и вывозили на продажу, особенно часто – в Ленинград, как с 1924 года именовался Петербург. Однако, частное изготовление керамики противоречило принципу обобществления средств производства, лежащего в основе социалистической экономики СССР, как с 1922 года стала называться Россия. Частнособственническая идеология противоречила кодексу строителя коммунизма, что неизбежно привело к негативной оценке традиционных ремёсел как таковых, и прежде всего, как анахронизма перед лицом тотальной индустриализации, на которую теперь возлагались все упования.

Старожилы села Фёдоровка вспоминали, что народная власть боролась с народными мастерами, «как с кулаками». Репрессиям подвергся сам гончарный круг, наличие которого уже служило основанием к налогообложению. Каждый сделанный на продажу или для товарообмена предмет керамики предполагал налог. За сокрытие информации предусматривались штрафы. Керамику производить стало невыгодно. Очень скоро отточенное мастерство стало недоступным для его демонстрации в открытом общественном пространстве. Резко сократились объемы производства, ограниченные личными семейными потребностями. «Академическое дело», «Дело краеведов», эпицентр которых в 30-х годах ХХ века находился в Воронеже, довершили процесс расправы над традиционной культурой. Но в этом процессе появился неожиданный аспект: бытовой промысел должен был вырасти до уровня искусства, что делало мастера уже «частным собственником», не «кулаком», а художником. Напрашивается воспоминание о том, что также древние палехские, федоскинские и пр. промыслы превратились в художественные производства. Описываемая тенденция убедительно проявляется в творчестве поколений мастеров: Карчагиных, Кажариновых, Ивановых, Морозовых, Попковых, Павловых, Гудковых, Докудовых. О них до сих пор вспоминают в Фёдоровке и соседних сёлах Бондарского района; их мастерство подтверждают экспонаты Бондарского районного музея. Вершиной художественного уровня гончарного ремесла села Фёдоровка является творчество Григория Сергеевича Иванова (1916 – 1976), умевшего делать бытовую керамику выставочного образца. Он владел всеми известными приёмами фёдоровского промысла, всеми гончарными формами, умел делать и терракотовую и чёрнолощёную посуду. В последнем случае он обрабатывал еще сырую поверхность сосуда галькой («лощил»), а затем, после обжига сосуда при сильном задымлении, образовывалась поверхность черепка глубокого чёрного цвета с серебряными разводами.

Последним взлётом гончарного промысла стало участие фёдоровских мастеров в Выставках достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве в 50-х – 70-х годах ХХ века. Особенно памятной стала павильонная выставка, приуроченная к 50-летию СССР, которое широко праздновалось в 1972 году, и когда лучшие мастера села Фёдоровка (Зайцево тож) Бондарского района Тамбовской области были награждены медалями и премиями. Однако, это уже период постепенного и неотвратимого угасания промысла: Фёдоровка обезлюдела, молодежь утекла в город, бездорожье, отсутствие возможностей сбыта и пр.

Производство керамики не угасло вовсе, но оно приобрело примитивный характер: на заказ фёдоровские гончары делали «банки» — кашпо под цветы; «поилки» для ферм и пр., но прежний уровень творчества уже становился недоступным. Некий всплеск надежды появился в 90-е годы, когда была предпринята попытка организации коммерческого производства керамики в Фёдоровке: было начато строительство, завезено оборудование… Но инициатива вдруг резко была оставлена без продолжения со стороны организаторов. Фёдоровские мастера сочли, что это была «афера», не имевшая целью возродить промысел. Неожиданно и вне всякой связи с логикой, по мнению фёдоровцев, местная керамика была объявлена вредной, так как при изготовлении поливы применяются окислы свинца, а это де создает угрозу для пользователя керамическим изделием. Неизвестно откуда распространилось мнение, что в здешних местах «осело» чернобыльское облако и сделало фёдоровскую глину непригодной для изготовления предметов быта. Местные мастера, а также знатоки промысла, решительно опровергают нелепые слухи. Полива с использованием окисла свинца не является обязательным условием при изготовлении гончарной посуды; «поливается» внешняя сторона изделия; современные технологии глазурей для керамики позволяют заменить свинец. Глина добывается в шахте на глубине 2 – 2,5 метров: даже если облако и было, то в шахту его проникновение затруднительно. Болезни, известные как следствие поражения свинцовыми компонентами, в Фёдоровке встречаются не чаще, чем в иных местах.

Несмотря на неблагоприятные тенденции и социокультурные процессы, гончарная традиция фёдоровских мастеров доказала свою жизнеспособность. По свидетельству Петра Яковлевича Попкова, еще в первое десятилетие XXI века местные гончары владели приемами, характерными для народной традиции: «…горшечники изготавливали предметы художественной керамики: копилки, украшенные петушками, зайчиками и т.д., детские свистки-птички и другие предметы».

Отличительной особенностью фёдоровского промысла является неизменная сохранность архаичной технологии. О древних технологических секретах фёдоровского промысла известно, благодаря экспедиции отделения музейного дела ТГУ им. Г.Р. Державина в 1998-1999 годах, а также исследованиям Е.С. Каллас, описавшей и апробировавшей все традиционные производственные циклы. Экспертами в данном случае выступали аутентичные фёдоровские гончары: Петр Лаврентьевич и Алексей Петрович Харитоновы, Ольга Павловна Попкова.

Изолированность села и верность ремесленной традиции, передаваемой из поколения в поколение, позволили сохраниться архаичным формам ручного гончарного производства. До наших дней в семьях фёдоровских мастеров стоят ручные гончарные круги, конструкция которых за 400 лет никак не изменилась.

Двигательное устройство ручного гончарного круга устанавливается на подставке («основе»), в которой имеется отверстие. В отверстие вставляется штырь («веретено»), на конец штыря насаживается деревянный круг («кружала»), диаметр круга – 60 см. Старые мастера называли гончарный круг «кружалом». Круг приводится в движение рукой, основной мышечной силой. Появившееся в 70-х годах электричество не привело к замене ручного круга на электрический, более того, когда поклонники ручного производства, восхищенные работой фёдоровских мастеров, показали, как можно сделать ножной электропривод, местные от новшества отказались, предпочтя веками отработанный навык.

Полный технологический цикл включал: заготовку, размораживание, перебор и обминание глины, приготовление керамической массы, формовка изделий на кругу, декорирование, сушка, доводка изделия до процесса обжига.

Не изменилась и технология заготовки, обработки сырья и приёмы ручного производства керамики. Все этапы от заготовки до обжига и полива сопряжены с многочисленными приметами, тайнами, о которых мастера, безусловно, помнят, но рассказывают неохотно.

Основным сырьём для производства фёдоровской керамики служат залежи красножгучей глины, расположенные на глубине от 2-х до 4-х метров. Заготовкой глины занимались зимой: в этот период глина приобретает нужную степень рыхлости и легче отделяется от пласта. Но глину можно добывать круглый год, так как у каждой семьи имелась своя неглубокая «шахта» – 2 – 2,5 м. Используют глину еще невысушенную, пересохшая к делу не годится. Обычно глиной запасались после окончания полевых работ. Условия добычи были примитивны и трудны. Сначала копали яму до нужной породы, из нее доставали глину на толщину пласта, выйдя на пустую породу, начинали копать в глубь пласта. Гончар постепенно, сидя на коленях, вкапывается в пласт, обирая глину вокруг себя, складывал ее в корзину или ведро. Наполнив ёмкость, дергал за веревку и помощник, стоявший на верху, вытягивал посуду, опорожнял её и сбрасывал вниз. Накопав достаточное количество, перевозили глину домой. Имелись специальные плетеные короба, которые ставили на 2-х-колесную тележку с дышлами и перекладиной впереди. Тележку катило два человека. Возле дома глину сваливали в кучу, накрыв ее рогожами, чтобы она не пересохла. Глину вносили в избу с холода – в доме было холодно – пахло сыростью и землей. «Горшечники в чистоте не живут» – говорят в Фёдоровке.

Глину заносили в дом, чтобы в отапливаемом помещении она быстрее оттаяла. Затем глину перебирали, выбирая из неё камешки и органические вкрапления. Работа эта не требовала особого навыка, поэтому её доверяли детям.

Очищенную глину, мяли, смешивали с водой и превращали в керамическое тесто. Некоторые мастера для обминания глины использовали деревянную доску. Глиняное тесто скатывалось в комья, которые хранились рядом с гончарным кругом, а летом в специальных ямах, вырытых на усадьбе дома.. Федоровская глина после вымешивания пластична и не требует дополнительной подготовки — очистки, отмучивания и т. д. В ней содержится значительная доля песка, что позволяло мастерам создавать крупные и высокие изделия (до 80 см). Однако рыхлость глины придает черепку толщину, а посуде тяжеловесность. Особенно это заметно в крупных, от 40 см в высоту, горшках, корчагах и кувшинах.

Гончарили в зимние дни. Круг устанавливали возле окошка. По стенам настилали в несколько рядов полки для просушки изделий. Вносили глину, бросали на пол и разминали ногами. Достаточную степень вязкости и пластичности массы мог определить только мастер. Если на этом этапе ошибиться, сформованное изделие может потрескаться. «Глину не мять — горшков не видать», — говорят в Фёдоровке.

Готовую массу раскатывали в шары, из заготовки гончар отламывал нужный кусок и разминал в руках. Затем с размаху бросал в середину круга. Прилипший кусок служил донцем. Из комочка вытягивали задуманную форму. Диск вращали левой рукой, право й придавали нужную форму, для чего большим пальцем гончар давил на середину комочка, остальными ухватывал за края и вытягивал нужную форму вверх и в стороны. Достигнув желаемой формы, мастер брал влажную тряпку и медленно вращая круг, заглаживал неровности на поверхности изделия. При желании здесь же он мог орнаментировать изделие, для чего использовал острую палочку, либо косточку. Готовое изделие укладывали на полки, причем момент снятия изделия с круга был весьма ответственным, поскольку готовый горшок срезался нитью. Мастер делал это так ловко, что в Фёдоровке вспоминают как старые мастера шутили над проезжающими чудаками: на глазах у зрителей, гончар быстро снимал горшок с круга, так что свидетель не успевал заметить, как он это сделал. Мастер обещал большие деньги зрителю, если тот сможет снять горшок с круга целым, но как тот ни старался, горшок оказывался без дна.

Для формования гончарного изделия использую тряпку (часто – старый платок), называемую «помазок». Для отделения кусочков глины (например, на венчике сосуда) и «процарапки» орнамента использовали грубо заострённую в форме ножа щепочку. Для срезания (снятия) готового изделия с круга использовалась леска. Рядом с кругом стояла ёмкость (банка) с водой, в которой смачивали руки.

Стадия формования изделия начинается с отделения небольшого количества глиняной массы от общего кома и скатывание его в жгут. Затем один конец плотно прикрепляется к центру кружала. Правой рукой, сжатой в кулак, вращают круг, равномерно укладывая жгут по спирали. Так формируется дно, на которое наращиваются стенки сосуда, путём укладки жгутов и вытягивания стенок. Эта стадия определяет форму сосуда и толщину его стенок сосуда. Вытягивание формы сопровождается постоянным поглаживанием влажным «помазком» поверхности сосуда, которому придаётся задуманная форма. Движения руками плавные и ласковые. Формование заканчивается венчиком, который имеет отогнутые края. Нередко на венчике делаются вертикальные насечки, восходящие к традициям городецкой керамики.

Рисунок 1 – Мастер Данила Чулюкин. Источник https://iz.ru/1098831/gallery/master-traditcionnoj-fedorovskoj-keramiki-danila-chuliukin#
Рисунок 1 – Мастер Данила Чулюкин. Источник https://iz.ru/1098831/gallery/master-traditcionnoj-fedorovskoj-keramiki-danila-chuliukin#

Простейшим и широко распространённым способом декорирования сосудов на стадии формования является проведение по кругу линий, чаще всего – волнистых («вилюшки»). Фирменным знаком фёдоровских мастеров является декорирование «налепами», то есть нанесения на готовую сырую форму сосуда орнаментальных сюжетов, для чего вылепляется керамическая ленточка («жгутик»), нанесением которой образуют задуманный рисунок, используют также крошечные шарики (скатанные меж пальцев глиняные комочки). «Налепы» выполнены уверенными приемами, с четким понимание правил композиции и возможностей материала. Существует богатый традиционный репертуар «налепных» сюжетов, самые распространённые из них – кусты, ветки, цветы, расположение которых задаёт чёткий выразительный ритм декоративной композиции. Именно это чередование позволяет сделать образы зверей, птиц, охотника, размещенные в окружении кустов, веток и цветов, экспрессивными. Кажется, будто журавль летит по тулову сосуда, а заяц стремительно удирает от охотника, крадущегося за дичью и пр.

Любимым фирменным декоративным образом фёдоровской керамики является заяц, он приобретает значение своего рода клейма, так как вызывает аллюзию на неофициальное народное название села – «Зайцево». Однако единой трактовки фирменного образа зайца нет: в одном случае – это заяц, убегающий от погони, в другом – крадущийся за охотником, стоя на задних лапах.

Фирменным декоративным сюжетом фёдоровского налепа является сцена охоты, передаваемая «с поразительной точностью в деталях (козырек фуражки, сапоги с отворотами, куртка с погонами, охотничья сумка, ремень и даже мушка на ружье, иногда висящий за спиной трофей – подстреленный заяц или птица) изображена фигурка охотника, преследующего добычу. Это могут быть летящие по небу гуси, удирающий лис, волк, заяц или даже огромная рыбина. Часто охотника сопровождает собака, опущенные уши и стройные ноги которой указывают на ее охотничью породу» (см.: Каллас Е.С. Развитие гончарного промысла в России (на примере Тамбовского региона). Магистерская диссертация. Направление подготовки «Прикладная культурология» / Рук. – к. философ. н., доцент Т.М. Никольская. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина. 2015. – 111 с.).

В новейший период фёдоровские мастера изображали и новые сюжеты: юбилейные даты, серп и молот, игра в футбол.

Снятие готовой формы с кружала – это ответственный момент, так как неумелые действия могут привести к тому, что дно останется на кружале и всю заготовку придётся смять. Для того, чтобы этого не произошло, осуществляется «уторка»: нижняя (донная) часть сосуда подтыкается по периметру формы под дно деревянной щепочкой. После «подзаправки» дна, «уторки», форма стремительно срезается леской, подведённой под дно и резким движением подаваемой гончаром на себя.

После снятия с круга изделия помещаются в тенистое место для просушки. На следующий день некоторые мастера (например, Ольга Павловна Попкова) «дорабатывают» уже слегка затвердевшие, но не просохшие до конца изделия, закрепляя их на гончарном круге при помощи куска мягкой глины в положении дном вверх.

За рабочий день опытный гончар, в среднем, делал 100 единиц посуды (если это «банка», или «махотка»), средний – 50. Объемные изделия от 5 до 15 литров в дневной норме учитывались не штуками, а литрами. Средней нормой считалось – 60 литров.

Изделия сушились на специально устроенных деревянных полках, досушивали их на печке. Самым сложным и ответственным этапом производства является обжиг.

Обжиг изделия, устройство горна. В Фёдоровке обжигали в горне, который в поврежденном виде ещё сохранился. Горн представляет собой яму глубиной 2 метра в форме кольца, расширяющегося книзу. Стены ямы выкладывают кирпичом, в нижней части устраивают топку. Над топкой — перекладины из кирпича, колосники. Высушенные глиняные изделия выкладывают над топкой слой за слоем в шахматном порядке. Сверху ямы укладывают жерди, а на них битые черепки от предыдущих обжигов. В печь закладывают дрова, огонь разгорается посредине, потом его направляют вглубь и бока. Опытные гончары по звуку, цвету обжигаемой керамики умеют регулировать пламя, добиваясь равномерного обжига. Обжиг длится 12 суток. Затем горну дают остыть и разбирают укрытие. Если технология соблюдена точно, то гончар получает красивую, терракотового цвета посуду. «Печь горшок покажет» — говорят в Фёдоровке. Однако даже опытный гончар может допустить ошибку и плохо обожженные горшки разваливаются в черепки.

В Фёдоровке до 80-х годов ХХ века действовало 5-6 горнов, которыми семьи гончаров пользовались по очереди. Для топки горна любые дрова не подходят. Использовали сосновые дрова, заранее заготовленные и просушенные в том же горне, для чего их закладывали в еще не остывший после обжига изделий горн. Перед закладкой изделий горн должен быть тёплым, но не горячим, так как между температурой изделий и горна в начале процесса не должно быть ощутимой разницы. Поэтому в сезон горн работал беспрерывно, его остывания не допускали.

В Фёдоровке обжиг проводили в один приём, то есть глазуровку сосудов делали перед обжигом, нанося глазурь на хорошо просушенные изделия. Глазуровка посуды не носит обязательного характера. Процесс глазуровки включал в себя: 1) смазывание изделий, 2) посыпание специальным порошком. Смазывали сосуды «дёгтем», так называли «нигрол» — отработанное машинное масло. Затем посыпали порошком, которой образовывала окись свинца, смешанного с отрубями. Свинец плавили в чугунке на костре, слегка помешивая массу для её окисления на воздухе. Затем смешивали окись свинца с отрубями, вытряхнув излишки. Для получения зеленоватого цвета «поливы» использовали медную и/или железную окалину, для чего проволоку пережигали и толкли в порошок.

Общая продолжительность обжига составляла десять часов. После первых четырёх часов обжига дрова продвигали от входа к центру топки – под изделия. Процесс контролировали самые опытные гончары, которые могли по характеру свечения на глаз определить достаточность достигнутой температуры. Сигналом к прекращению наращивания температуры и самого процесса топки служил вид верхнего слоя изделий, который должен был прокалиться и изменить цвет. Этот момент назывался – «когда краска подымется». После этого топить прекращали, а горн закладывали палками, соломой, слоем земли. Через 12 суток эту «шубу» сниали и вынимали горшки.

После того как обожжённые сосуды вынимали из горна «на берез» (на край котловины), в еще тёплый горн закладывали сосновые дрова для нового обжига, чтобы дать им просохнуть.

Бытовая гончарная керамика. В Фёдоровке делали два вида посуды — глазурованную и чёрнолощоную. Для получения второй влажную форму сосуда лощили галькой на кружале, а при обжиге использовали солому, которую ранее использовали в качестве подстилки для скота. Такая солома при сжигании давала много дыма, образуя глубокий чёрный цвет сосуда.

Номенклатура «фёдоровской» керамики разнообразна. Гончарные формы отличаются совершенством и простотой, что отвечает и практической целесообразности функционала предмета, и эстетическому вкусу, как носителя традиции, так и её созерцателя. Ассортимент продукции был широким. Махотки (сосуды на 1-2 литра), корчаги, банки, вазы, цветочные кашпо, формы для пасхи и заливного, печные трубы, рукомои, кувшины для пахтанья масла, кацеи и многое другое. К началу ХХ века мастера для повышения продаж стали украшать изделия растительными и анималистическими налепными орнаментами. Сами они называют этот приём- «роспись глиной». Это делало посуду красивой, интересной.

Универсальным и самым популярным термином, обозначающим гончарную форму, является «горшок». Так называют продукт местного гончарного производства, когда хотят обозначить род деятельности и керамический сосуд вообще, как таковой. «Горшками» называют и «чугунки», в которых готовят пищу в печах для людей и скота, а также керамическую форму, подобную «чугунку», заменяющую кастрюлю. Употребляется и термин «чугунок» по отношению к керамическому горшку. Объём печного горшка – от двух до пяти литров.

Изготавливали в больших количествах «сливошники», горшочки «под ягоды», «тазы», детские ночные горшки «урыльники», «бутылки». Специальные названия, как правило, обозначают особенности размера и функционала сосуда. Номенклатура традиционных гончарных изделий включает невероятно богатый список: «Вареница», «Банка», «Ваза», «Ветродуй», «Ендова», «Жаровня», «Кадильница» («кацея»), «Кашпо», «Квашня», «Копилка», «Корчага», «Кувшин» («крынки»), «Махотка», «Миска», «Пашешница», «Плошка», «Тарелка», «Урыльник», «Чашка», «Ммастюшка». «Пикушок», «Безымёнка» и пр. Помимо посуды традиционная номенклатура изделий также включает: «Поилка», «Скворечник», «Грузила», «Колокольчик». Более подробно технология и номенклатура описаны в специальном каталоге, подготовленном группой исследователей, членов РОО «Тамбовское общество любителей краеведения» (доступен по ссылке https://vk.com/wall-190375403_77).

Уникальность фёдоровского гончарного промысла задана свойствами местной глины, своеобразной технологией, принципами лепки, устройством и функционалом архаичного гончарного круга, сюжетикой и образным составом керамических форм, декора, «налепов». Феномен народной культуры, брендовый образ тамбовского фольклора, каковым является гончарный промысел с. Фёдоровка, есть результат отражения в конкретном виде деятельности, в конкретном предмете сложнейших этнокультурных, историко-культурных процессов, сформировавших облик Тамбовщины, ассоциативно связываемой с характерными природными и культурными ландшафтами.

ЕВТИХИЕВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА, методист ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга», член РОО «Тамбовское

общество любителей краеведения», лидер общественного движения «ТАМБОВА».

ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ, кандидат исторических наук, главный библиограф ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина».

ТОПИЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ТГУ им. Г.Р. Державина.

Статья подготовлена в рамках проекта «Поющая глина», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (Проект № ПФКИ-22-2-006195).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *