Фёдоровская керамика – это уникальный тамбовский промысел, аналогов которому нет больше нигде. Уникальны не только технологии, которые использовались фёдоровскими мастерами, но и условия бытования. Занятие гончарством было массовым в селе Фёдоровка некогда Кривополянской волости, а ныне Бондарского района Тамбовской области. Благодаря глубокой укоренённости промысла в быту и исторической памяти носителей традиции, мы имеем возможность и в наши дни общаться с фёдоровцами, которые могут рассказать, а некоторые и показать приёмы работы за кругом, лепки, декора. Во многих других регионах России подобные промыслы угасли уже в начале ХХ века, и продолжением традиций занялись профессиональные художники, неизбежно меняя технологии, внешний вид изделий традиционной номенклатуры. Нам же повезло, что промысел был очень массовым и сохранился практически до нашего времени.
О развитости и художественной ценности гончарного промысла села Фёдоровка Бондарского района ныне свидетельствуют музейные фонды, в которых хранятся образцы творчества фёдоровских гончаров. Как считают искусствоведы, архаичная по приемам изготовления и сюжетным литиям фёдоровская игрушка привлекла внимание собирателей ещё в середине XIX века. Так, искусствовед З. Афанасьев и этнограф А. Соколов находили образцы фёдоровской керамики в фондах и экспозициях Тамбовского краеведческого музея, Тамбовской картинной галереи, Липецкого краеведческого музея, Загорского краеведческого музея в Подмосковье (Музей игрушки), Русского музея в Москве, Русского этнографического музея (РЭМ). При этом отмечалось, что в красочном разнообразии региональных традиций глиняной игрушки работы тамбовских мастеров не теряются: «… на фоне различных региональных «школ» отчётливо различимы благодаря своей скульптурной «монументальности». Особо отмечалась выразительность тамбовских «всадников», датируемых концом XIX века: «…размеры их невелики, пропорции гармоничны. В них нет приземлённости, грубоватой сюжетности, свойственных игрушкам других губерний. Силуэты глиняных фигурок образуют мягкие округлые линии, ничто не нарушает пластичной законченности и полноты их формы. По природному эстетическому чутью мастерицы покрывали фигурки глазурью умеренно, оставляя частично видимым и фон. Рядом с лошадками выстроились коровы и бараны, петухи с высокими гребнями, большими крыльями, поднятыми над спиной».
В каталоге фондов РЭМ, среди других региональных гончарных традиций южных районов России, Г.Н. Бабаянц зафиксировала также фёдоровскую игрушку, ставшую предметом коллекционирования и музеефикации со второй половины XIX века. Среди имеющихся в коллекции РЭМ предметов исследователи называют фёдоровские «свистульки» и игрушки: фигурки собачек, оленей, «солдат в папахе», «барынь в капоре». З. Афанасьев и А. Соколов особо отмечали сюжетную классику фёдоровской игрушки: «…дамы и офицеры в колясках и каретах, запряженных парами и тройками, гусары и купцы, в щедро украшенных мундирах и костюмах». Фёдоровцы ориентировались на местную историю и культуру почему мы и не находим в их творчестве общероссийской темы, какой, например, является популярная в среде липецких гончаров сюжетная линия, связанная с жизнью Льва Николаевича Толстого, которому посвящены сюжетные композиции начала ХХ века: «Лев Толстой беседует», «Толстой на прогулке», «Толстой за работой». Исследователи считают подобные скульптуры явлением исключительным в народном искусстве». Фёдоровские же мастера предпочитали рассказывать свою собственную историю языком гончарного мастерства.
Предметы фёдоровской керамики хранятся во многих частных собираниях и музеях страны. Наиболее древние образцы, датированные серединой XIX века, хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), есть фёдоровская керамика и в других музеях: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), фонды Государственного Российского Дома Народного Творчества (Москва), в интерактивном музее «Забавушка» (Москва). Образцы фёдоровской игрушки XIX – начала XX века хранятся в художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрам, что засвидетельствовано в сборниках, составленных Н. Бартрам, Е. Овчинниковой и вышедших под редакцией Н. Бартман, В. Боруцкой, В. Харузина и др. в Ленинграде в 1925 году.
Сравнительно малая популярность фёдоровского промысла в среде российских коллекционеров объясняется труднодоступность деревни, расположенной в изрезанном оврагами правобережье реки Кёрши. Даже в хорошую погоду до селения добраться нелегко: рейсовые маршруты общественного транспорта в фёдоровку не предусмотрены. Несмотря на это обстоятельство коллекционеры стали периодически появляться в Фёдоровке в 1970-1980-е годы. Каждый приезжающий приобретал что-либо, таким образом изделия мастеров покидали родную среду, часто в неизвестном направлении. Но среди приезжавших были и профессиональные исследователи, благодаря которым фёдоровская гончарная традиция осмыслена, как уникальная страница истории русских народных промыслов. Лев Адольфович Динцесс (1895 – 1948), бывший заведующим отделом народного творчества Русского музея, замечательный музеолог, организатор экспедиций, отметил своеобразие фёдоровской игрушки в статье «Русская глиняная игрушка, происхождение». Работы фёдоровских мастеров отмечены вниманием замечательного коллекционера и экспозиционера, преподавателя Старооскольского технологического института им. А. А. Угарова (филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет МИСИС») — Татьяны Григорьевны Брыжик, оставившей воспоминания о посещении Тамбовщины в работе «История глиняной игрушки». С искренним уважением Т.Г. Брыжик вспоминает о замечательных фёдоровских мастерах-игрушечниках, с которыми встречалась в далёкой тамбовской глубинке: Григории Сергеевиче Иванове («Гриша-немой»), Петре Яковлевиче Попове, чьи работы в 70-х годах ХХ века стали предметом коллекционирования.
Искусствовед, коллекционер и организатор выставок народной игрушки Александр Наумович Фрумкин (1941-1998) упоминает фёдоровских мастеров-игрушечников в каталоге «Народное гончарство России». Архаичная фёдоровская керамика отличается совершенством формы и отсутствием росписи. Образцы игрушек, покрытых жёлто-зелёной поливой появились позже, а использование анилиновых красок относится уже к новейшим временам. А. Фрумкин прозорливо отмечал, что тенденция вольного вмешательства в древнюю традицию чревато искажением и, в конце концов потерей исконного облика местного варианта народной глиняной игрушки. «Многие искусствоведы и художники, — писал А. Фрумкин, — ратуют сегодня за свободное развитие творчества на промыслах. Но осуществить это можно лишь на основе развивающихся промыслов с крепкой непрерываемой традицией. Если же мы хотим после большого перерыва в новых социальных условиях возродить старые формы народного искусства, то должны уберечь мастеров от неизбежной самодеятельности. Правда, таким образом искусство превращается в производство сувениров, но с этим приходится мириться, так как живое народное творчество может развиваться только в естественных условиях, удовлетворяя вкусы своей среды».
Имя Григория Сергеевича Иванова упоминает в работе «Чудо-кони, чудо-птицы», посвященной народной игрушке и написанной членом Союза художников России, коллекционером, знатоком аутентичной традиции, искусствоведом и врачом-психиатром Геннадием Михайловичем Блиновым (1934- 2006), который отметил, что работа фёдоровского мастера Григория Сергеевича Иванова (1916 г.р.) заметно отличается эстетизмом проработки формы от массового «товарняка», который производили на широкий спрос. В качестве примера он описывает работу «Гончар», за которую мастер был награждён дипломом лауреата Всесоюзной выставке 1977 года, состоявшейся в Манеже (Москва).
Неповторимость и своеобразие фёдоровского промысла отметил и член Союза художников и Союза журналистов России, мастер глиняной игрушки — Владимир Иванович Колмыков (1949 – 2021) в монографии «Высокий огонь: русские гончары-игрушечники республики Мордовия, Нижегородской, пензенской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областей. Национальные мастера глиняной игрушки Чувашской Республики».
Яркой страницей изучения и продвижения фёдоровского промысла стало знакомство и опыт сотрудничества с Александром Владимировичем Быковым – коллекционером керамики народов мира, знатоком гончарных промыслов в России, экспозиционером, организатором Музея традиционного искусства народов мира – «ТРАДАРТ» (Москва). Александр Владимирович не раз бывал в Фёдоровке с целью изучения тамбовского образца народного искусства. Являясь автором работы по рязанской глиняной игрушке, он нашел, что, несмотря на сходства, стилистика и технология тамбовской керамической традиции глубоко оригинальны.
Нельзя сказать, что фёдоровская традиция оставлена вниманием собственно тамбовских исследователей и собирателей. В Фёдоровке много раз бывала заслуженный художник РСФСР Нина Сергеевна Балагурова (1933 – 2009), хранившая образцы фёдоровской керамики. Уважаемый мастер, художник, создатель игрушек, в прошлом – директор Дома работников просвещения Юрий Владимирович Домарев коллекционировал образцы народного промысла и прививал любовь к нему многочисленных друзей и учеников.
Заметный вклад в изучение фёдоровской керамики экспедиционно-поисковыми и музеологическими методами внесла инициатор создания кабинета тамбовских народных ремёсел, сотрудник ТОГБУК «НМЦ НТ и Д» Елена Николаевна Ладыгина (1936 – 2021), посвятившая фёдоровским мастерам ряд работ. Елена Николаевна обратила внимание на фёдоровскую керамику как самобытное явление тамбовской народной традиции, на характерное мужское начало в производстве фёдоровской игрушки. Она непосредственно общалась со старейшими легендарными фёдоровскими гончарами и оставила свидетельства об их жизни и творчестве. К числу таких мастеров относится Григорий Сергеевич Иванов. О нём она писала в очерке, посвященном участию мастера в районных, областных и всероссийских выставках. В частности, Елена Николаевна засвидетельствовала факт получения Г.С. Ивановым звания лауреата на всероссийских выставках в 1973 и 1977 году. В 90-е годы ХХ века интерес к угасающему промыслу проявили И.И. Алпацкий, Е.И. Григорьева, В.Д. Орлова, А.П. Федотова, И.А. Колобова.
Благодаря обобщению источников, выполненных названными авторами, мы знаем, что еще в XIX веке продукция фёдоровских гончаров вывозилась в Тамбовский, Моршанский, Козловский и Кирсановский уезды Тамбовской губернии. Объем вывоза гончарной продукции в ХХ веке сократился, однако уровень ремесла поддерживался, о чём свидетельствует активное участие фёдоровских мастеров в экспозиционно-выставочных программах, в частности, в 70-х годах федоровскую керамику экспонировали на выставках ВДНХ, что способствовало общему интересу к ней исследователей и коллекционеров.
Верность потомственной традиции и общественное признание помогали фёдоровским гончарам поддерживать промысел. Во второй половине ХХ века заметно расширился ассортимент, появились новые сюжеты в декоре изделий. Мастера успевали производить и продавать изделия в Московской и Ленинградской областях, не была утрачена популярность и в Тамбовской области. Охотно покупали фёдоровскую посуду и игрушки во время выставок. Промысел жил, несмотря на то, что на производство и сбыт оставались выходные и праздники – в будничные дни надо было трудиться в колхозе. Однако, в 90-е годы, когда рухнула система культурно-просветительной работы, когда экономический хаос подорвал устоявшийся быт, производить глиняную посуду и игрушку стало невыгодно. Отток молодёжи из села, нарушение культурной преемственности нанесли старинному ремеслу решающий удар.
Не раз бывала в Фёдоровке член Союза художников Елена Куприяновна Егорова, которая также является хранительницей образцов творчества фёдоровских мастеров.
В числе знатоков и любителей творчества керамистов из народа нельзя не назвать краеведа, организатора РОО «Тамбовское общество любителей краеведения» («ТОЛК»), коллекционера и предпринимателя – Михаила Ивановича Семёнова. Его поддержка полевых исследований и выставочный проектов немало способствовала возрождению старинного промысла. «ТОЛК» объединяет усилия педагогов и мастеров, возрождающих промысел: Екатерина Станиславовна Каллас, Елена Семёновна Кудрова, Данила Васильевич Чулюкин. Группа давно и успешно сотрудничает с Липецким музеем народного декоративно-прикладного искусства, проводя выставки и мастер-классы.
Работы старинных потомственных фёдоровских гончаров есть в коллекциях музеев Тамбова и Тамбовской области: в Моршанском историко-художественном музее, Тамбовской областной картинной галерее, Тамбовском областном краеведческом музее. В последние несколько десятилетий активной собирательской и экспозиционной деятельностью занимается «Историко-краеведческий музей Бондарского района», фонды которого собирались с 1996 года.
Сегодня перед инициативной группой стоит задача создания постоянно действующей экспозиции «Фёдоровская керамика», где можно было бы объединить разрозненные коллекционные предметы и достойно представить наиболее яркую страницу истории тамбовских гончарных промыслов.
ЕВТИХИЕВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА, методист ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга», член РОО «Тамбовское
общество любителей краеведения», лидер общественного движения «ТАМБОВА».
ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ, кандидат исторических наук, главный библиограф ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина».
Статья подготовлена в рамках проекта «Поющая глина», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (Проект № ПФКИ-22-2-006195).